Задвижка
Задвижка относится к классу запирающей трубопроводной арматуры, отличительной особенностью которой является отсекание рабочего потока перпендикулярным перемещением запорного механизма.
Оборудование используется на технологических и транспортных трубопроводах в ЖКХ, ТЭЦ, котельных, нефтеперерабатывающей отрасли, для газоснабжения, строительных объектах.
Конструктивные особенности
Задвижки практически не используются в качестве регулирующей арматуры, принцип работы заключается в полном отсекании рабочей среды. Устанавливаются на трубопровод диаметром от 15 мм., рассчитаны на давление до 25 МПа и температуру рабочего потока до 600о С.
По расположению ходовой части оборудование имеет выдвижной или невыдвижной шпиндель. По классификации запорной части разделяется на:
- клиновое (жесткий, упругий, двухдисковый клин);
- шиберное;
- шланговое;
- параллельное.
По типу работы задвижки могут быть автоматизированы и комплектоваться редуктором, иметь ручное управление.
Преимущества эксплуатации
Оборудование в любом конструктивном исполнении отличается следующими преимуществами:
- простота монтажа;
- возможность установки в любом секторе трубопровода, поскольку узел имеет минимальную длину;
- минимальное гидравлическое сопротивление;
- устойчивость к агрессивной среде (нефть, кислоты);
- задвижка стальная имеет срок эксплуатации в тепловых пунктах, котельных для отсекания пара и воды более 20 лет;
- адекватная цена.
К недостаткам можно отнести.
- Большой временной цикл на закрытие-открытие.
- Задвижка шиберная с выдвижным штоком и редуктором имеет большую строительную высоту (ход затвора не менее 1 диаметра трубопровода).
При ремонте или замене комплектующих, узел должен демонтироваться с трубопровода. Запрещается ремонт при перегонке рабочей среды.
Материал изготовления
По типу прохода арматура классифицируется.
- Полнопроходная, с совпадающим диаметром узла и трубопровода.
- Неполнопроходная, где увеличен срок эксплуатации уплотнителей за счет суживания патрубков.
В качестве материала корпуса используется:
- чугун;
- алюминий;
- сталь;
- титановый сплав.
Для изготовления колец применяется:
- латунь;
- ферропласт;
- наплавка из коррозионностойкой стали;
- резина.
По типу монтажа чаше всего используется фланцевое соединение с трубопроводом.
Особенности клиновой запорной арматуры
В сфере ЖКХ широко используются клиновые запорные узлы. Задвижка чугунная фланцевая с обрезиненным клином имеет конструктивные особенности.
- Седла в корпусе расположено под наклоном относительно друг друга.
- Запорный механизм выполнен в форме клина.
- Запорная деталь имеет дополнительное резиновое уплотнение.
Монтаж на магистраль осуществляется фланцевым методом. Задвижка клиновая имеет следующие преимущества:
- Высокая герметичность.
- Двухдисковый клин самоустанавливается относительно седел, минимальное заклинивание оборудования.
- Минимальные усилия при ручном управлении.
- Устойчивость к агрессивным средам.
- Большой срок эксплуатации.
Особенности шиберных задвижек
Шиберный тип, как разновидность запорной арматуры параллельного класса, комплектуется выдвижным штоком и устанавливается на магистралях с максимальным давлением рабочей среды. Узел используется, если нет потребности в высокой герметичности при перекрытии рабочего потока. Оснащается редуктором, пневмоприводом или имеет ручное управление. В качестве материала корпуса используется сталь углеродистая, чугун. Диск и шток изготавливаются из нержавейки.
Преимущества шиберной комплектации
- Отсутствие заклинивания узла.
- Экономичное обслуживание.
- Простота монтажа.
- Неподверженность воздействию агрессивной рабочей среды.
Монтаж предполагает межфланцевую установку, что обеспечивает надежность оборудования и большой срок эксплуатации.